Интервью с господином Витольдом Михалыком - консультантом проекта БИЗПРО по вопросам лоббирования.
Интервью брала Ольга Фролова - Информационный центр для предпринимателей "ИнРа" Кременчуг

Пан Витольд, какие задачи ставились проектом БИЗПРО в программе "Национальные коалиции", насколько они были решены, по Вашему мнению? Есть ли различия в методах работы украинских и польских лоббистов?

Когда я получил приглашение от руководителей проекта стать консультантом, меня, конечно, ознакомили с целями этой программы. Первая - создание предложений, направленных на решение проблем предпринимательства, которые будут лоббироваться национальными коалициями. Вторая - подготовка представителей бизнес-ассоциаций к тому, что бы они в будущем могли самостоятельно лоббировать свои интересы.

Могу сказать, что в процессе работы подготовка лоббистов стала сама по себе, пожалуй, приоритетной целью.

Наша совместная работа складывается из нескольких этапов. Пока мы прошли только два. Первый этап - это создание теоретической базы знаний для лоббистов. Проектом было издано учебное пособие по практике лоббирования. Был проведен ряд семинаров-тренингов, куда были приглашены в качестве экспертов лица, имеющие опыт работы по созданию и принятию нормативных документов. Ценность таких консультаций заключается также в том, что в свое время эксперты из государственных структур изучали зарубежный опыт, о котором они рассказали. Проект также смог организовать участие членов коалиции в международной конференции лоббистов, большинство участников которой занимаются лоббированием около 10 лет и имеют значительный опыт создания стратегий для достижения своих целей. Были проведены тренинги по стратегическому планированию. Одним словом, было потрачено немало усилий для того, чтобы заложить хороший фундамент под будущую работу и перейти ко второму этапу.

На втором этапе необходимо было определить темы и подготовить документы для проведения компании лоббирования. Мы провели анализ насущных проблем предпринимателей Украины; определили, какие из них являются сегодня самыми насущными, выбрали форму документа (Закон, Постановление Кабинета Министра и др.), которые оптимальны для решения этих проблем и, наконец, создали сами документы.

Что касается второй задачи - обучение лоббированию, то в целом этот процесс воспринимается как ускоренный фильм о школьниках, которые проходят обучение от нулевого до выпускного классов. Вначале участники даже не понимали этой цели. Их просто пригласили для совместной работы. При этом членами коалиций стали люди с самым различным опытом. Наша работа состоит из двух моментов: мы шаг за шагом приближаемся к цели лоббирования; вместе с тем реализуется и вторая цель - обучение методам лоббирования, отработка навыков совместной работы, в процессе которой участники "притираются" друг к другу. Сегодня можно отметить, что в группах все меньше возникает дискуссий ради дискуссий. Участники коалиций уже не хотят представлять только себя, свои взгляды. Они стремятся к эффективному достижению цели и, если так можно выразиться, к ограничению своих рефлексов.

Тем не менее, нам нужно перейти очень важный порог, чтобы группы лоббистов приобрели новое качество. И этот порог - публичная презентация выработанных документов в средствах массовой информации и перед лицами, принимающими решения.

Я верю, что мы достигнем успехов в этом третьем этапе нашей совместной работы. И, конечно, я буду испытывать сильное волнение до тех пор, пока не появятся первые результаты.

Давая сравнительную характеристику польских и украинских лоббистов, сразу можно отметить то, что опытные украинские лоббисты действуют более отважно по отношению к власти: они меньше испытывают само ограничений, не бояться идти на конфликт с властями, часто применяют такие формы защиты интересов, как обращения к юристам, используют судебные процессы. В Польше это встречается очень редко.