12 ноября 2002 г.
состоялся круглый стол
"Предложения по внесению изменений в действующее законодательство
Украины по вопросам налогообложения налогом на прибыль предприятий и
налогом на добавленную стоимость"

в рамках Проекта "Прагматизм предпринимателей, государственность
служащих ГНАУ, законотворчество депутатов - новый формат общения".

Организаторы:
Государственная налоговая администрация Украины (Главное управление методологии),
Всеукраинское объединение "Новая Формация".

Обсуждались вопросы:
Изменения, предложенные Правительством и Верховным Советом Украины в некоторые законы по вопросам налогообложения, а именно:
"О налогообложении прибыли предприятий",
"О налоге на добавленную стоимость".

Присутствовали:
Шитря Алексей Иванович - заместитель Председателя ГНА Украины,
Оперенко Григорий Николаевич - заместитель Председателя ГНА Украины,
Пихоцкий Владимир Федорович - начальник Главного управления методологии ГНАУ,
Сичевский Владимир Павлович - начальник Главного управления налогообложения юридических лиц ГНАУ,
Янишевский Сергей Анатольевич - начальник Главного управления налогового аудита и валютного контроля ГНАУ,
Флиссак Наталья Петровна - заместитель начальника Главного управления методологии ГНАУ,
Харевский Николай Алексеевич - заместитель начальника Главного управления методологии ГНАУ,
Чекашкин Сергей Викторович - заместитель начальника Главного управления налогообложения юридических лиц ГНАУ,
Космина Людмила Викторовна - заместитель начальника Главного управления нралогообложения юридических лиц ГНАУ,
Орещенко Мария Ефимовна - заместитель начальника Главного управления методологии ГНАУ,
Белоцерковская Анна Павловна - заместитель начальника управлення Главного управления методологии ГНАУ,
Савченко Татьяна Борисовна - заместитель начальника управления Главного управления методологии ГНАУ.

Кредисов Вячеслав Анатолиевич - Председатель Правления ВГО "Новая Формация",
Гуржос Вадим Николаевич, Председатель Наблюдательного Совета компании "Галактон",
Дичек Александр Иванович, Президент концерна "Сакура",
Пальшина Анна Сергеевна, финансовый директор корпорации "Гранд",
Апостолов Виталий Евгеньевич, заместитель Председателя Представительства Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в г.Киеве,
Костик Татьяна Федоровна, главный бухгалтер компании "Минолта-Украина",
Проскура Сергей Михайлович, генеральний директор компании "Экотехника",
Бондарь Александр Георгиевич, Президент компании "Кармен",
Савина Людмила Владимировна, Президент страховой компании "Велес-Украина",
Колесник Антонина Андреевна, компания "Еф-Ен",
Чернилевский Виктор Иосифович, Президент компании "DUAC",
Калинская Ирина Михайловна, Партнер компании "Чернявский и партнеры",
Бирюков Леонид Валентинович, исполнительный директор ВГО "Новая Формация".

Основные тезисы мероприятия:
В начале встречи руководством ГНАУ было рекомендовано участникам круглого стола взять за основу и продвигать совместно с предпринимателями среднего бизнеса вариант Налогового законодательства по налогам на прибыль и добавленную стоимость в варианте, предложенном Правительством.

Но всё дальнейшее обсуждение показало, что на сегодня не решены основные, принципиальные вопросы построения предлагаемых к принятию законов, а именно:
- У предпринимателей вызвала резкое неприятие понятия "обычная цена", т.к. её невозможно однозначно определить и стороны (предприниматель и налоговая) будут по-разному это понимать, что приведет к конфликтам.
Общая рекомендация: всё, что может быть многозначно определено - убрать из законопроекта.
- Еще в 1999 году ВСУ принято решение - привести законодательство в состояние, которое исключало бы двойной учет: налоговый и бухгалтерский, т.к. это приводит к двусмысленности. По налоговому учету предприниматель показывает убытки, по бухгалтерскому вроде бы "прибыльный" бизнес. Аудиторская проверка конкретного предприятия одной из компаний "большой пятерки" по международным стандартам показала его убыточность, а по украинским законам оно еще и налоги заплатило - международные аудиторы недоумевают и в отчете для собственника это включают в убытки.
- Необходимо отменить налоговые накладные, учет которых - это только дополнительная (не продуктивная) работа, дополнительные затраты для предпринимателя; постоянная их корректировка (из-за сроков отгрузки, расчетов и др.), что приводит к конфликтам между предпринимателями и налоговой службой. Основная задача предпринимателя - делать деньги, а не отчетность.
- Сегодня Украину поднимет (если дать такую возможность путем принятия "нормального" налогового законодательства) только средний и малый бизнес. Крупный бизнес - это "политический" бизнес, мелкий бизнес - это самовыживание. Средний бизнес хочет работать легально, в том числе и потому, что у него нет другого способа защитить себя и развивать. Средний бизнес хочет показывать свою прибыль - для этого необходимо все затраты, которые предприниматель направляет на развитие не облагались налогами (и инвестиции в развитие производства, и затраты на повышение квалификации персонала и др.). Если сравнить наши 30% налога на прибыль и немецкие 30%, то это на самом деле как 60% и 30%, т.к. немецкий предприниматель имеет право отнести за затраты все расходы, кроме средств на развлечения и личное потребление. Также следует обратить внимание на налогообложение прибыли страховых компаний: при выплатах по страховым случаям бывают варианты, когда страховая компания выплачивает до 90% от полученных страховых платежей и при существующем налогообложении при таком варианте бизнес становится убыточным.
- При развитии бизнеса возможна ситуация когда бизнес длительный период (год-пять) может быть "убыточным", но это его стратегия (захват рынка, борьба с конкурентами и др.). Необходимо иметь законодательную возможность переносить убытки от предпринимательской деятельности на длительный период. Сегодня понятиями "убыточная деятельность", "убыточный баланс" уже запугали бухгалтеров - они не хотят нести в налоговую отчетность с убытками - необходимо изменить отношение налоговых органов к убыточной отчетности.
- Одним из положительных критериев налогового законодательства можно считать - как уменьшиться количество "фиктивных" фирм. Данные законопроекты ответа на такой вопрос не дают.
- Более важным для предпринимателя и бюджета предложено считать не размер налога, а базу налогообложения. Уменьшение налога на прибыль с 30% до 25% может быть важно только для банков, а остальной бизнес "умеет" показывать "нужную" прибыль. Более 40% предпринимателей показывают в отчетах убыточную деятельность.
- Стороны согласились, что они знают, что через страхование, обучение, возврат НДС и т.д. предприниматель сможет всё равно показать убыточность и не заплатить ожидаемые государственными органами суммы налогов, только фискальными мерами бюджет Украины не наполнить в желательном для развития Украины размере, что наш путь (цивилизованных предпринимателей и служащих с государственным подходом) только через совместный поиск решений. Фискальные методы только противопоставят граждан страны находящихся в разных ипостасях.
- Стороны договорились подготовить и подписать Меморандум о сотрудничестве в разработке и продвижении стимулирующего развитие бизнеса, наполняющего бюджет и обеспечивающего высокий личный доход наёмных работников налогового законодательства. Для этого необходимо в том числе разработать математическую, кибернетическую модель налогового законодательства и на ней "отыгрывать" варианты, чтобы заинтересованные стороны обсуждали не -надцатый вариант налогового законодательства, а рассматривали просчитанный вариант влияния того или иного решения на:
формирование бюджета, формирование прибыльных предприятий, формирование высокоплатежеспособных граждан, чтобы в конце концов прийти к системе, когда основным источником формирования бюджета страны являются доходы граждан.